Ближайший офис

Краткая история английских (британских) школ-пансионов

Зарождение традиции школ-пансионов Англии

Первым предшественником классической школы-пансиона сейчас читается King’s School в Кентербери, Англия. Эта школа была основана в 597 году и длительное время оставалась закрытым религиозным учреждением. В King’s учащиеся жили очень обособленно от светского мира и после окончания учебного заведения должны были посвятить себя религиозной карьере. Жизнь была тут не сахар, ведь, кроме обедни и ежедневных поминальных молебнов, в день было 14 служб в школьной часовне!

King's была grammar school. Причем grammar school (гимназией) в буквальном смысле этого слова. Основным направлением изучения здесь была латинская грамматика, то есть официальный язык церкви. Хотя тут и боле еще несколько других предметов, но все они были предназначены исключительно для подготовки учащихся к будущей религиозной работе. Ни о каком «творческом мышлении» или «научной деятельности» и речи быть не могло!

King’s School 2

King’s School 1

Так что же изучали, помимо латыни? Была музыка для религиозных служб, астрономия и математика для составления и толкования церковного календаря, а также право для подготовки юношей к административным функциям в церкви.

Появление светского образования Британии

Как и King’s School, Eaton College можно назвать «благотворительной школой» в том смысле, что плата за обучение изначально не бралась. Итон был основан в 1440 году королем Генрихом VI. Эта школа для мальчиков была предназначена для предоставления бесплатного образования всего лишь семидесяти мальчикам.

Как писал сэр Генри Лайт (Sir Henry Lyte) в своём труде по истории Итона, опубликованном в 1877 году, «Итон отразил возрождение интереса к распространению знаний и начало движения за народное образование».

Появление Итонского колледжа важно и как поворотный момент в борьбе между религиозным и светским образованием. В средние века монастыри были основными центрами образования в Англии, но уже к концу средневековья их неэффективность стала очевидной. И дело было не в качестве образования! В обществе изменился взгляд на саму цель образования. Монастыри выпускали будущих религиозных лидеров, а основатели Итона хотели «снабжать университеты учеными»! А вот выпускники университетов должны были пополнять элиту армии, бизнеса и государственного управления.

итон -1

итон 2

Несмотря на такие нерелигиозные цели, жизнь в новых (не монастырских) школах по нынешним меркам может показаться поразительно монашеской. Студентов будили в 5 утра, они пели молитвы, а к 6 утра уже были на уроках. Уроки заканчивались в 8 часов вечера, и школярам было не до баловства – всем безумно хотелось спать…

Показательный факт о «почти монашеской» жизни в изначальном Итоне: у мальчиков было всего два приема пищи каждый день, кроме пятницы, когда их… вообще не кормили.

Школа времен Шекспира и Реформации

Когда Уильям Шекспир (если предположить, что он-таки был реальным человеком, годы жизни 1564 –1616) учился в King’s New School (Королевской Новой школе) в Стратфорде, школа была открыта для всех мальчиков. Платы за обучение не было. Единственным требованием для поступления было умение читать и писать.

stratford_upon_avons_guildhall_1

Вот как описывает ту школу наш современник Билл Брайсон:
«Ученики сидели на твердых деревянных скамейках с шести утра до пяти или шести вечеравсего лишь с двумя короткими перерывами для отдыха шесть дней в неделю. Большую часть года они едва ли видели дневной свет».
В то время эта школа считалась одной из лучших в стране! Там Шекспир выучил латинскую грамматику и риторику и… мало что еще. Как замечает язвительный Брайсон:
«Какую бы математику, историю или географию ни знал Шекспир, он почти наверняка изучал ее не в гимназии».

Меняется общество – меняются и школы… В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», и этот год считается началом Реформации в Англии. Во времена Реформации английские школы были выведены из-под власти церкви. Реформация же совпала с закатом феодализма и ростом национализма, зарождением Права и распространением печатных книг. Школы всё это отрази, как в зеркале: были приняты новые учебные программы. Результатом стало развитие в шестнадцатом веке образовательных программ, основанных на гуманизме.

Цель образования стала заключаться в том, чтобы подготовить свободных людей к активным ролям в общественной жизни. Впервые интенсивно преподавались такие предметы, как дебаты, уголовное право, логика. Математика и геометрия, которые когда-то преподавались для целей составления календарей, теперь преподавались также для инженерных целей и обслуживания гражданских сооружений. Такая учебная программа — гуманитарное образование, основанное на классических языках и литературе — сохранялась в Великобритании вплоть до XX века.

Школа в эпоху промышленной революции и эпохи империализма

По мере того, как Британия вступала в эпоху создания империи и бурного роста промышленности, продолжали развиваться и школы. К XVIII веку — в ответ на географический и экономический рост Британии — студенты стали изучать современные языки, политическое лидерство, военную теорию и торговлю.

Когда Томас Хьюз (Thomas Hughes) писал «Школьные дни Тома Брауна» (Tom Brown’s School Days) в 1830-х годах, он использовал Rugby School в качестве учебного заведения, которое современники сочли бы поразительно современным. Хьюз создал персонажей Тома и доктора Арнольда, чтобы проиллюстрировать свои замыслы о том, как жить «правильной» жизнью и, по аналогии с личностью, как построить великую нацию. Здесь были все классические элементы романа о школе-интернате: ученики, наставляющие друг друга, сильный и чуткий учитель, конечно же, спорт (куда без него в английской школе!) и, неизбежно… борьба со злом. С помощью друзей и совета доктора Арнольда Том побеждает школьного хулигана и сам становится наставником.

Rugby School 2


Rugby School 1

В XVIII и особенно XIX веке произошел значительный рост грамотности, распространения литературы и научных исследований. Школы тем временем становились все более светскими. Растет понимание того, как человек может мирно участвовать в жизни общества, и растет осознание силы независимого мышления.

В течение 1800-х годов школы-интернаты Англии укрепили связь с британским правящим классом, сменив религиозную направленность на… военную. Сыновья офицеров и многочисленных управленцев Империи посещали школы-интернаты, в то время как их родители выполняли политические и военные задания Короны за границей. В центре внимания самых привилегированных школ была дипломатия для высших классов и военная жизнь для людей класса чуть пониже. Хрестоматийный пример - знаменитый Редьярд Киплинг. Он учился в United Services College, в то время как его родители находились в Индии, о чем он написал в романе «Сталки и компания» . Как и сам Киплинг, Сталки получил образование, чтобы стать частью «имперской машины». В конце книги, только что получившего образование, Сталки показывают нам командующим войсками в Индии.
Школы-интернаты были частью костяка империи, обучая ее офицеров, высших священнослужителей, юристов и администраторов.

Бен Макинтайр, современный британский писатель, историк и обозреватель газеты The Times, писал так о спартанских условиях в школе Durnford School:
«Она олицетворяла странную британскую веру в плохую еду, много латыни и побои с раннего возраста». В школе не было свежих фруктов и туалетов с закрывающимися дверьми. Сегодня такое заведение было бы незаконным, но в 1925 году оно считалось "воспитательным".

Школьная практика того времени отражала распространенную веру в социальный дарвинизм — выживание сильнейших — и в то, что академическая, моральная и физическая сила достигается через испытания и невзгоды. Строгая дисциплина и дискомфорт считались необходимым опытом в процессе морального и физического развития. Члены королевской семьи тоже сталкивались с этим, а не только ученики из бедных семей. К счастью, в течение 20-го века все эти негативные традиции были отринуты, и положение кардинально улучшилось!

Читайте дополнительно по теме:
Традиции британских частных школ. Часть 1. «Итонский пристенок»
Традиции британских школ. Часть 2. Charterhouse, Harrow и Westminster School
Традиции британских школ. Часть 3.
Школы в Великобритании
Школы в Англии
Университеты Англии

ИНТЕРЕСУЕТ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ?
ПОСМОТРИТЕ НАШИ ВАРИАНТЫ
БРИТАНСКИХ ШКОЛ-ПАНСИОНОВ:

Есть вопросы?
Задайте их в форме обратной связи:

(предпочтительный способ связи - напишите свой телефон или имейл)
нажимая кнопку «отправить запрос», я даю согласие на обработку своих персональных данных
Telegram Students International
Whatsapp Students International
Оставить заявку
Запрос информации
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных

Выбрать город

Закрыть

Анкета на подбор программы

Подбор программы
моё образование:
интересующая программа:
интересующая страна:
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных
Подписаться на новости
Подписаться на новости
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных
Написать отзыв

Вы наш клиент? Поделитесь вашими впечатлениями с другими!

Написать отзыв
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных
Обратный звонок
Запрос информации
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных
Расчет в течение 30 минут!

 мне нужно будет оформить визу
 на момент обучения у меня будет действующая виза
Готовы рассмотреть и иные схожие варианты
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных

Анкета на подбор программы обучения

Заполняйте данные от имени потенциального студента

Подбор программы
моё образование:
интересующая программа:
интересующая страна:
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных